Сон
Сон
Написал Илья 14 309

Своя крепость. Собственные дома архитекторов


jefferson_montichello
Усадьба Томаса Джефферсона в Монтичелло, США (1769—1809)
Гениальный американец был известен не только как государственный деятель, публицист и изобретатель, но и как архитектор, последовательно популяризовавший нео-палладиантский стиль в архитектуре Американского континента. Помимо Монтичелло, его авторству принадлежат проекты Капитолия штата Вирджиния, кампуса (включая знаменитую ротонду) университета Вирджинии и с десяток усадеб. Первоначально, Монтичелло был построен в более консервативном палладиантском стиле. Однако во время трехлетнего пребывания на посту посла США во Франции, Джефферсон проникся самыми современными неоклассическими идеями французской архитектуры. Вернувшись в США, Джефферсон снес старое здание до основания, и выстроил новое, дошедшее без изменений до нашего времени.

михаил малахов 1817
Усадьба Михаила Малахова, Екатеринбург, Россия (1817)
Самый успешный уральский архитектор своего времени, Малахов застроил практически весь исторический центр Екатеринбурга домами в стиле неоклассицизм. Разумеется, не стал исключением и собственный дом архитектора, построенный на берегу ручья, в восточной части города.

1852 лопыреквский михаил
Дом Михаила Лопыревского в Москве (1852)
Реализованных архитектурных проектов Михаила Осиповича, дошедших до нашего времени, осталось до обидного мало. Одним из них является его собственный дом. Деревянный одноэтажный особнячок в неоклассическом стиле украшает один из арбатских переулков. В девяностых годах пустовавший дом пришел в упадок, однако не так давно, его отремонтировала какая то частная компания, после чего в нем же и расположилась.

лев кекушев 1903
Дом Льва Кекушева в Москве (1903)
Знаменитый московский архитектор построил для себя на Остоженке красивый, хотя и не претендующий на особую оригинальность особняк в стиле модерн. Долгие годы дом принадлежал египтянам, которые расположили в нем один из отделений своего российского посольства. Стоит ли говорить, что пустынники довели прекрасное сооружение до плачевного состояния (утрачены практически все детали внутренней отделки). Недавно, здание вернулось в собственность мэрии Москвы, было отреставрировано и выставлено на аукцион.

федор шехтель 1910
Дом Федора Шехтеля, Москва (1910)
Любопытно, что архитектор, являвшийся наиболее успешным представителем стиля модерн в Москве, для себя построил дом к более консервативном неоклассическом стиле. В советское время, здесь сперва располагались коммунальные квартиры, затем — различные организации культурного направления. После реконструкции 1990-х годов здание занимает частный фонд.

талиесин 1955
Усадьба Талиезин, Фрэнк Ллойд Райт (1911–1959)
Характерный пример дома, олицетворяющего личность и биографию его создателя. Райт, унаследовав от матери обширный участок земли в штате Висконсин, заложил первый камень в 1911 году, и строил его практически всю свою жизнь. У названной в честь героя валлийских сказок усадьбы была непростая судьба — дважды Талиесин сгорал дотла, и скрупулезно восстанавливался Райтом до мельчайших деталей. Следует отметить, что висконсинская усадьба архитектора была больше, чем домом — в 1920-х здесь открылось частное архитектурное бюро Райта, а в 1932-м — даже собственный архитектурный вуз. И то, и другое вполне успешно продолжают существовать и по сей день.

rudolf shindler 1922
Дом Рудольфа Шиндлера (1921–1922)
Дом малоизвестного за пределами США архитектора представляет собой эдакий продуманный «жилой лабиринт» из большого количества спальных комнат, кучковавшихся вокруг нескольких общих зон. Для проекта, американец взял за образец классические японские дома, которые «осовременил» и адаптировал для жаркого климата Калифорнии (тут пригодились и находки классической арабской архитектуры)

мельников 1929
Дом Константина Мельникова, Москва (1929)
Этот дом удивителен не только как новаторский конструктивистский проект, но и сам по себе, как частный дом, построенный в самом центре Москвы. Дело в том, что частная архитектура советской властью не приветствовалась, даже члены ЦК КПСС и маршалы Советского Союза жили в многоквартирных домах. Удивительно, как архитектору удалось заполучить разрешение на строительство, да еще и на таком «козырном» месте. И все таки, это не главное. Главное — проект, представляющий собой настоящий манифест конструктивизма. Как жаль, что вскоре это стиль уйдет в прошлое, сменившись помпезным, но вторичным «сталинским ампиром».

Gropius House exterior
Дом Вальтера Гропиуса, Массачусетс (1938)
До переезда в США, Гропиус был главной движущей силой стиля Баухаус в Германии. Продолжив развивать свой стиль уже на новом месте, архитектор использовал собственный дом как полигон для своих новых идей (для архитекторов дело обычное), и как учебное пособие, наглядно показывая студентам Гарвардской школы дизайна, что такое современная архитектура.

филип джонсон
Стеклянный дом Филипа Джонсона (1949)
«Дом-идея», как его иногда именовали современники Джонсона, представляет собой небольшое пространство, ограниченное четырьмя стенами из стекла, с минимальным набором мебели и минимальными «удобствами» в классическом понимании этого слова (соединенные туалет и ванная были единственным приватным пространством в доме). Построенный дом произвел эффект разорвавшейся бомбы в консервативном американском обществе, с его культом личного пространства. Первоначально, критики не верили, что Джонсон сможет прожить в таком доме хотя бы неделю, последний опроверг эти догадки, так сказать, собственным примером.

е корбюзье 1952
Хижина Ле Корбюзье в Париже (1952)
Было бы странно ожидать от прославившегося крайней практичностью архитектора строительством для себя какого нибудь дворца в стиле барокко. Однако, простоту построенной в самом центре Парижа хижины современники Ле Корбюзье сочли излишней даже для него. Состоит она из двух комнат, из мебели — кровать и две табуретки. Нечто подобное, вероятно, может бы сколотить подручными средствами любой бездомный, и возможно, архитектор именно к этому как раз и стремился.

Дом Ричарда Роджерса
Дом Ричарда Роджерса (1968–1969)
Может показаться, что творение пионера хай-тека Р.Роджерса лишь повторяет находки стеклянного дома Джонсона, но это не так. С точки зрения конструктивных особенностей, этот дом представлял собой нечто абсолютно невиданное в тогдашней архитектуре. Собственно, Роджерс, впоследствии прославившийся проектом Центра Помпиду в Париже, использовал этот дом как полигон для своих новаторских идей: продуманное сочетание строительных материалов и самых современных тогдашних технологий позволили создать первый в истории подлинно «зеленый» дом, практически не эксплуатировавший такие ресурсы, как электричество.

DSCF8165 Angawi House Jeddah
Дом Сами Ангави, Джидда, Саудовская Аравия (2014)
Разбавим поток современной архитектуры проектом мастера арабской школы Сами Ангави. Весьма спорный, с точки зрения европейских вкусов дом, снаружи был построен в осовремененном андалусийском стиле, а внутри — в эклектичном арабско-персидском. Следует отметить, что Ангави наиболее популярный архитектор «малых форм» (то есть, частных жилых домов) на Аравийском полуострове, и свой дом знаменитый араб решил превратить в наиболее выдержанное олицетворение своего стиля. Хотя слово «выдержка» для столь пестрого, китчевого проекта наверное не совсем подходит.

    Понравилась статья? Поделись ей в социальной сети.


Посмотреть комментарии к записи
В настоящее время нет комментариев.