Сон
Сон
Написал Илья 7 295

Горизонт завален. Фотографии Александра Родченко


Александр Михайлович Родченко — ключевая фигура в истории русского авангарда в целом, и конструктивизма — в частности. Будучи изначально живописцем, после революции Родченко расширил сферу творческой деятельности, занявшись дизайном, рекламой, книжными иллюстрациями, фотографией и фотомонтажом. Был одним из основателей художественной группы «Левый Фронт Искусств» (ЛЕФ) и главным художником одноименного журнала. Также входил в «Объединение современных архитекторов» (ОСА) и «Ассоциацию новых архитекторов» (АСНОВА). Преподавал во ВХУТЕМАСе, как теоретик и практик оказал огромное влияние на современных ему советских и зарубежных фотографов, художников и дизайнеров. Некоторое время был крупнейшим представителем советской пропаганды, оформив большое количество рекламных и пропагандистских плакатов. Часто работал в паре с женой — художницей и дизайнером Варварой Степановой.

Портрет матери. 1924    Пионерка. 1930

Портрет матери. 1924
Пионерка. 1930

Родился Александр Михайлович в 1891 году в Санкт-Петербурге в семье низовых театральных работников (отец бутафор, мать прачка), детство и юность провел в Казани, где познакомился со Степановой. После революции 1917 года приехал в Москву, где включился в бурно меняющуюся художественную жизнь новой столицы и как администратор, и как художник. Познакомился с Маяковским, с которым основал «Левый Фронт Искусств», позднее под влиянием Владимира Татлина перешел к «производственному искусству».

Лодки. 1926

Лодки. 1926

После прихода в власти И.В.Сталина, советский авангард, практически лишившийся государственной поддержки, стал приходить в упадок, сменившись социалистическим реализмом. Родченко забросил дизайн и живопись, сконцентрировавшись на фотографии. Работал с рядом газет, фотографировал стройки, демонстрации и парады. Эстетически стал все больше интересоваться спортом, что соответствовало художественной линии 1930-х годов. Фотографа все чаще стали упрекать в буржуазности и «экспериментализме». В конце концов, Родченко в 1951 году был исключен из Союза художников СССР, практически лишившись средств к существованию. Однако спустя три года, на заре хрущевской «оттепели» был возвращен в состав организации. Умер в 1956 году.

Сухаревский бульвар. 1928

Сухаревский бульвар. 1928

Творческое наследие Александра Родченко не утратило актуальности в настоящее время и является источником вдохновения художников, работающих в разных сферах – от фотографии до дизайна.

Укладка асфальта, Ленинградское шоссе.  1929

Укладка асфальта, Ленинградское шоссе. 1929

А теперь дадим слово самому мастеру:

«Топчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?… Все старо… Так нас приучили, воспитывая тысячелетия на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей видеть со всех точек и при всяком освещении.»
Записная книжка ЛЕФа. 1927 г.

Шуховская башня. 1929

Шуховская башня. 1929

Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях, а новые объекты снимать с разных точек, давая полное представление об объекте.

Лестница. 1930

Лестница. 1930

Творить новое надо новыми средствами выражения. Мы должны создавать и строить во всеоружии современной науки и техники.

Памятник Пушкину. 1930

Памятник Пушкину. 1930

Культ женщины как вещи. Культ женщины как червивого сыра и устриц, – он доходит до того, что в моде сейчас «некрасивые женщины», женщины под тухлый сыр, с худыми и длинными бедрами, безгрудые и беззубые, и с безобразно длинными руками, покрытые красными пятнами, женщины под Пикассо, женщины под «негров», женщины под «больничных», женщины под «отбросы города».
«В Париже. Из писем домой»

Фехтовальщицы. Спортивный парад на Красной площади. 1936

Фехтовальщицы. Спортивный парад на Красной площади. 1936

Перед нами вставали видения нового мира, промышленности, техники и науки. Мы изобретали и изменяли мир. Мы создали новые представления о красоте и изменили само понятие искусства.
«Воспоминания о Маяковском»

Авиамоделист. 1938

Авиамоделист. 1938

    Понравилась статья? Поделись ей в социальной сети.


Посмотреть комментарии к записи
В настоящее время нет комментариев.