История
История
Написал Илья 12 479

Шахи Зинда: улица мертвых


«Живой царь», так с персидского переводится название улицы мавзолеев, расположенной на северо-восточной окраине Самарканда. Согласно городской легенде, арабский полководец Кусам ибн-Аббас, двоюродный брат пророка Мухаммеда, вторгся в Среднюю Азию с небольшим войском для утверждения ислама в регионе, но под стенами Самарканда его войско было застигнуто врасплох — неверные напали на арабов, пока те совершали намаз. Воинов-мусульман изрубили, а раненый стрелой шейх Кусам избежал смерти и скрылся в одной из ближайших пещер, где и живет по сей день. По другой версии, араб лишился головы, что не помешало ему взять ее в руки и спуститься в глубокий колодец, откуда он прошел прямиком в Рай.

Шахи Зинда в начале XX века

Шахи Зинда в начале XX века

Никаким царем Кусам не был, да и арабское завоевание региона (не мифическое, а реальное) осуществил не он, а Кутейба ибн-Муслим, благополучно взявший не только Самарканд, но и Бухару и другие города Средней Азии. Предполагается, что культ «Живого Царя» был весьма древним, относящимся к доисламскому периоду Самарканда, а легенда про обезглавленного, но вполне живого кузена пророка была придумана местным мусульманским духовенством. Позднее, была построена и «гробница Кусама», вернее кенотаф, то есть ложная гробница. Место стало престижным, вокруг могилы святого стали строиться мавзолеи знатнейших жителей города.
Ensemble_Shakhi_Zinda_(7)
Шахи Зинда представляет собой архитектурный ансамбль из одиннадцати крупных и четырнадцати небольших мавзолеев, а также ряда иных сооружений, расположенных на восточном склоне раскопанного городища Афрасиаб, существование которого, в свою очередь, связывают с древней Маракандой – столицей персидской сатрапии Согдианы, и непосредственной предшественницей Самарканда. Большинство мавзолеев хронологически относятся ко времени правления Тимура и его преемников, то есть к XIV—XV векам. С этим временем, правлением династии Тимуридов, связывают возрождение средневекового Самарканда, влачившего жалкое существование после монгольского завоевания.
shah-i-zinda.041
Стиль мавзолеев Шахи Зинда, как и других сооружений Тимуридского периода в Самарканде, весьма эклектичен. Для масштабных строительных работ привлекались не только местные мастера, но и иноземцы, нанятые или плененные в бесконечных походах Тимура. Поэтому, в архитектурных формах и деталях отделки мавзолеев можно угадать персидские, индийские, арабские и турецкие мотивы. Впрочем, подобное смешение вообще характерно для недолговечных милитаристских империй обширного индо-иранского мира, частью которого является и Средняя Азия.

Жители Самарканда в начале XX века

Жители Самарканда в начале XX века

В 2001 году архитектурный комплекс Шахи Зинда был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в рамках группы «Самарканд – перекресток культур», куда вошли и многие другие древности бывшей столицы. Благодаря этому, позднее здесь прошла серия крупных реставрационных работ, и сейчас очень трудно, не будучи специалистом, определить время строительства каждого мавзолея этого некрополя, при том, что два соседних здания может разделять не одна сотня лет. Но даже свежий вид восстановленных мозаик из глазурованной плитки не изменил общую атмосферу места — здесь, в вечной тишине улицы, на которой никто никогда не жил, не покидает ощущение, что время навсегда остановилось.

    Понравилась статья? Поделись ей в социальной сети.


Посмотреть комментарии к записи
В настоящее время нет комментариев.