Музыка
Музыка
Написал Илья 8 568

Somebody to love: 16 альбомов эпохи «лета любви», изменивших мир навсегда. Часть 1


1960е – водораздел в истории мировой культуры, изменивший сами основы человеческого бытия.

Волна перемен, вызвавшая первый и единственный подлинный конфликт поколений. Десятилетие, когда все, имевшее когда-то большое значение – милитаристский патриотизм, культ коллектива, культ семьи, Церковь, протестантская мораль, власть общества над личностью, власть мужчины над женщиной, взрослых над детьми, белых над черными, все это, почти внезапно, стало восприниматься как нечто отталкивающее, устаревшее и уходящее.

Даже не так – все старое вообще перестало восприниматься как либо, почти все, имевшее значение раньше, стало ничем. Что же появилось на руинах патриархального, военизированного, коллективистского общества старого времени? Иными словами, что дали миру шестидесятые?

Сексуальная революция, пацифизм, третья волна феминизма, права меньшинств, бурный экономический рост, нео-социалистический эксперимент в Скандинавии. Поп-культура, рожденная вместе с рок-н-роллом в середине 50х, достигла своего расцвета: новая, яркая и разнообразная мода, новые имена в литературе, авторское кино и музыка, музыка, музыка.

Какая музыка более всего ассоциируется с 1960ми, эпохой надежд, наивной и прекрасной?
Рок-н-ролл. Точнее, его молодое психоделическое направление, появившееся в середине декады, достигшее расцвета двумя годами спустя, в год «лета любви», быстро захиревшее и распавшееся на многие жанры: от прямолинейного хард-рока до чрезвычайно сложного стиля прог.

traffic - mr fantasy

16. Traffic – Mr. Fantasy

«Золотой мальчик» из Spencer Davis Group, 18-летний Стив Уинвуд к началу 67го явно начал скучать, тесно скованный рамками ритм-энд-блюза и соула. Чувствуя пропитанный марихуаной ветер перемен, Уинвуд сколотил новую команду, которой дал весьма подходящее название Traffic. Музыкальное направление коллектива разрывали надвое Уинвуд, сочинявший (в паре с барабанщиком Джимом Капальди) развернутые психоделические гимны, и гитарист Дейв Мейсон, одиночка и большой оригинал, которому по душе были чудаковатые двухминутные песенки, вполне подходящие для радио. По этой причине, альбом рисковал получиться недостаточно цельным, чего, к счастью не произошло – альбом целен, как кирпич гашиша. Великолепный дебют.

beach boys - smiley smile

15. The Beach Boys – Smiley Smile

То, что в тихом омуте черти водятся – чистая правда. Тихоня и домосед Брайан Уилсон к началу славного 67го стал совершенно неадекватен (обильное употребление кислоты, помноженное на маниакально-депрессивный психоз). Крезанутый гений выдал, надо полагать, последнюю подлинно великую свою пластинку. Сочетающая невиданное ранее звучание (в будущем, все это хозяйство будет называться lo-fi) с новомодной психоделией и фирменными для группы-ветерана мелодичные фишки, альбом получился по настоящему оригинальным, и, увы, недостаточно понятным современникам. Теоретически, сплав экспериментальности и мелодизма на альбоме весьма гармоничен, однако не лучшую службу оказал чрезмерный перфекционизм Уилсона. В итоге, намеченный на февраль 1967го, альбом в конечном счете был выпущен уже в середине сентября, предсказуемо оказавшись в тени The Beatles, познакомивших детишек с миром сержанта Пеппера.

beatles - Magical tour

14. The Beatles — Magical Mystery Tour

И вот, мы подошли к самим The Beatles. Очередной саундтрек к очередному (и самому плохому) битловскому фильму. Звучит не очень круто, да? Тем не менее, в действительности, этот альбом совершенно не хуже «Сержанта Пеппера», и на его фоне не потерялся. Битком набитый хитами (что не удивительно, ибо по сути этот альбом не только саундтрек, но и сборник хит-синглов), «Magical Mystery Tour» получил заслуженные похвалы от критиков и вошел в золотую коллекцию дисков ливерпульской четверки, запечатлев, возможно, самый плодотворный период в их карьере. Боссы британского лейбла битлов — Parlophone, конечно, сглупили, выпустив его в виде двух миньонов, состоящих из шести песен. Не в пример разумнее поступили их более хваткие заокеанские коллеги из Capitol Records, выпустившие полноценный альбом из 11 треков.

moby grape - moby grape

13. Moby Grape – Moby Grape

Подзабытые калифорнийские укурки Moby Grape не очень тянут на лавры по-настоящему великой рок-группы. Но, поскольку рейтинг все-таки не про группы, а про альбомы, уделить внимание им, безусловно, стоит. Ибо одноименный дебютный альбом, вышедший в самый разгар Лета Любви, в июне 1967 года, это не просто очередной крутой кислотный рок-альбом. Это великий альбом, определивший, наряду с некоторыми другими упоминаемыми в списке релизами, звучание и общее направление развития калифорнийского эйсид-рока с центром в Сан-Франциско. Альбом был встречен на ура и высоколобыми критиками и одурманенной кислотой длинноволосой общественностью, был успешен коммерчески, вот только жаль, что парни оказались консервативными, и дальше дебюта не продвинулись. Впоследствии, страдающий шизофренией ритм-гитарист Скип Спенс стал иконой хипстеров, выпустив совершенно незамеченный в свое время сольник «Oar».

jimi hendrix - axis bold is love

12. The Jimi Hendrix Experience – Axis: Bold As Love

Второй по счету альбом Хендрикса и двух белых парней, вышедший в этом году, стал предсказуемо более зрелым, хотя и менее ярким, продолжением дебютника. Тем не менее, набитый хитами под завязку, «Axis…» по праву стал украшением этого, и без того выдающегося в музыкальном плане года. И да, закрывающая альбом заглавная композиция является, бесспорно, одной из величайших песен в истории рока.

the who sell out

11. The Who — The Who Sell Out

Носатый уроженец Лондона Пит Тауншенд любил две вещи: выпечку и концептуализм. И если любовь к горячим булочкам была совершенно незаметна стороннему наблюдателю, ибо Тауншенд всю жизнь был, и остается тощим как жердь, то вторая страсть проявилась уже на втором альбоме группы, «A Quick One», вышедшем годом ранее. Песня, давшая название той записи, длилась, между прочим, больше девяти минут, и состояла из нескольких частей. Уже тогда было очевидно, что Тауншенд на одной песенке не остановится, и попробует записать уже целый альбом, объединенный единой концепцией. Так и вышло – «The Who Sell Out» был создан, стилизованный под радиоэфир – песни прерывались рекламными джинглами, написанными самими участниками группы (первоначально предполагалось сделать их за деньги, как полноценную рекламу). Несмотря на то, что с альбома вышел, как минимум, один полноценный хит-сингл – новаторский образец раннего хард-рока «I Can See For a Miles», встречен он был сдержанно, и в продажах, считайте, провалился. Несмотря на это, «The Who Sell Out» является одним из первых в истории популярной музыки образцом концептуального альбома и непосредственным предшественником двух классических рок-опер группы – «Tommy» и «Quadrophenia».

moody blues - days of the future past

10. The Moody Blues – Days of Future Passed

Главный хит-сингл с этого альбома, поэтичную «Nights in White Satin», знают, надо полагать, все. Однако, это совершенно не умаляет достоинства остальных шести песен. Ну, или четырнадцати, смотря как считать. И хотя это второй альбом группы, относиться к нему можно, в принципе, как к дебюту, ибо сам дебют был кошмарным, и справедливо прошел незамеченным. Цельный, мелодичный, и, несмотря на свое спокойствие, яркий альбом, был подлинным прорывом для группы, как с творческой, так и с коммерческой точек зрения. Помимо этого, альбом оказал значительное влияние на прогрессивный рок, и ключевое влияние на рок симфонический, по сути став стартовой точкой этого жанра.

the velvet underground - the velvet underground and nico

9. The Velvet Underground – The Velvet Underground and Nico

Стоит отметить, что данный альбом стоит особняком от остальных записей, ибо музыкальных центров в тогдашнем мире было два – Лондон и Сан-Франциско, а данная группа принадлежит, скорее, к нью-йоркской богеме, посему и данный альбом настроенчески бесконечно далек от свойственного той эпохе идеализма. Довольно мрачный, пропитанный наркотиками (причем, отнюдь не кислотой или марихуаной), дебют вдохновил на подвиги…да кого он только не вдохновил – от современников группы, Дэвида Боуи и Игги Попа, до панка и нынешних инди-героев. Почти сразу после выхода альбома, немецкая вокалистка Нико уйдет из группы в одиночное плаванье, выпустив в том же году дебютную запись «Chelsea Girl».

Конец первой части. Продолжение читайте тут.

    Понравилась статья? Поделись ей в социальной сети.


Посмотреть комментарии к записи
В настоящее время нет комментариев.