История
История
Написал Илья 14 912

Царское дело. Рисунки русских императоров


Потребность в красоте и творчестве — одна из важнейших потребностей для любого человека, и монархи здесь не исключение. Чего стоит нынешняя королева Дании Маргрете II, устраивающая персональные выставки. В XIX веке, когда рисование входило в обязательную программу обучения аристократии, это проявлялось еще сильнее.
Наиболее обширное художественное наследие среди русских императоров оставил Николай I. Любовь к рисованию проявилась у него еще в детстве, красной линией пройдя через всю его жизнь. Известный практичностью, император приспособил для дела и свой талант рисовальщика, буквально в одиночку разрабатывая во всех деталях униформу русской армии, особенно парадную. Николай Павлович вообще отличался большой любовью к военной форме, даже портреты собственных дочерей, висевшие в его рабочем кабинете, изображали их в гусарских куртках.

Николай I. "Трубач гвардейских гидов"; " Унтер-офицер лейб-гвардии Саперного батальона"

Николай I. «Трубач гвардейских гидов»; «Унтер-офицер лейб-гвардии Саперного батальона»

Помимо увлечения внешней стороной военной формы, царь также увлекался и анималистикой — изображениями животных. Наверное, поэтому из сохранившихся рисунков так много изображений всадников — гусар, уланов, кавалергардов, нарисованных с большим искусством, учитывая, что речь идет не просто о любителе, а о человеке, который работал по 15 часов в сутки.

Николай I. "Автопортрет в образе восточного всадника"

Николай I. «Автопортрет в образе восточного всадника»

Строгий, даже суровый на официальных приемах и церемониях, в узком кругу Николай давал волю свойственному ему чувству юмора, о котором упоминали и некоторые из близко знакомых императору русских писателей, в том числе Пушкин, Крылов, Жуковский. Юмор и ирония проглядываются во многих его поздних рисунках, напоминающих скорее карикатуры. Они неплохо подошли бы как иллюстрации к книгам Гоголя.

Николай I. "На балу"

Николай I. «На балу»

Николай I. "В трактире"

Николай I. «В трактире»

В совсем ином контексте следует рассматривать другой рисунок царя, на первый взгляд, небрежный набросок. Это изображение восстания Декабристов, сломавшего всю систему убеждений взошедшего на престол Николая I. Слывший одним из самых либеральных людей в царской семье, после подавления восстания он стал убежденным авторитаристом, за что получил множество обидных прозвищ, вроде «Николая Палкина».

Николай I, эпизод восстания Декабристов 14 декабря 1825 г. – подход к Зимнему дворцу батальона лейб-гвардии Преображенского полка

Николай I, эпизод восстания Декабристов 14 декабря 1825 г. – подход к Зимнему дворцу батальона лейб-гвардии Преображенского полка

Его сын, «царь-освободитель» Александр II не отличался особой любовью к рисованию — рисунков его авторства сохранилось совсем немного, почти все они детские. Однако и он был подвержен внезапным порывам вдохновения, источником которого была его любовница, княгиня Долгорукова.

Александр II. "Портрет княгини Екатерины Долгоруковой"

Александр II. «Портрет княгини Екатерины Долгоруковой»

Император Александр III тоже увлекался рисованием, которому он учился у профессора живописи Николая Ивановича Тихобразова. Живя в бурную, опасную эпоху, император отводил душу, изображая тихие морские пейзажи, иначе говоря, его следует называть художником-маринистом. Некоторые из сохранившихся работ сделаны на достаточно приличном уровне.

Александр III. "Морской пейзаж"

Александр III. «Морской пейзаж»

Спокойствия в занятиях живописью искал и последний русский царь Николай II. Он любил изображать финские и ингрийские пейзажи — в основном, разного рода побережья озер и рек.

Николай II. "дом на берегу реки"

Николай II. «Дом на берегу реки»

Сохранившиеся образцы творчества русских императоров имеют огромную ценность для исследователей, и не только историческую. Они позволяют взглянуть на личности, судьбоносные для нашей страны, с другого угла зрения. Ведь, оставаясь наедине с собой, или в узком семейном кругу, монархи — люди, обычно окруженные огромной, и не всегда доброжелательной толпой, проявляют истинные черты своей личности. В этом смысле, представленные рисунки отображают императоров с «человеческой» стороны несравненно лучше, чем принятые ими политические решения.

    Понравилась статья? Поделись ей в социальной сети.


Посмотреть комментарии к записи
В настоящее время нет комментариев.