История
История
Написал Илья 9 169

Реалити-шоу XVII века. История и этикет Версальского двора, часть 2


В начало.

Людовик XIV, как и практически всё его окружение, обожал театр, в особенности балет. Нельзя недооценивать роль театра на культуру того времени. По степени воздействия на умы людей, театр был тем же, чем была литература в девятнадцатом веке, кинематограф – в двадцатом, а интернет – в наши дни. Король был прекрасным танцовщиком, способным исполнять солирующие партии даже в самых сложных балетных постановках того времени. Это пригодилось ему в создании системы организации элит общества, не имевшей подобия ни до, ни после. Он превратил свой двор в театр, в прямом смысле слова.

Строительство Версальского дворца

Строительство Версальского дворца

Из Парижа в строящийся Версаль были приглашены ведущие театральные мастера: композиторы, балетмейстеры, художники костюмов и декораций, инженеры. Сам король принимал непосредственное участие в постановке балетов, расписывая роли для каждого вельможи королевства, никто не мог уклониться от участия, даже старики исполняли простые танцевальные партии. Людовик ясно дал понять придворным – быть зрителем Версальского балета было несравненно менее почетным удовольствием, нежели участвовать в нем. Сюжеты были, на первый взгляд, просты, даже поверхностны – пасторали, греческие мифы, фантазии на восточные (турецкие и персидские) темы.
versailles
Но в реальности, их посыл был весьма серьезным – король был Богом, всемогущим, иногда – гневным, но чаще милостивым и щедрым. Короля надо не только бояться, но и любить. Король все видит, интриги и заговоры, вроде Фронды, бесполезны. Никто не смеет перечить Королю, единственный путь к почестям и славе – безвыездно жить в Версале, быть угодливым придворным. Таковы правила, и правила эти были закреплены, почти официально, в “etiquette”, карточках, регулярно раздаваемых придворным.

Людовик XIV принимает турецкое посольство

Людовик XIV принимает турецкое посольство

Созданные Людовиком пышные церемонии были сложны, карточки с правилами давали дворянам, особенно провинциальным, возможность ознакомиться с последними веяниями капризной, постоянно меняющейся моды Версаля. Не только на костюмы, но и на правила поведения, и темы разговоров существовала своя мода. Важное событие, вроде прибытия посольства крупной иностранной державы или объявления мира/войны, приводило к возникновению новых модных тенденций. Однако, крупнейшее изменение в моде произошло в самом начале, в 1661 году. Тогда, на смену господствовавшему испанскому вкусу (длинные прямые волосы, одежда черных и белых цветов, предельная сдержанность в манерах) был введен новый, больше соответствовавший национальному характеру французов. Одежда только самых ярких цветов, и из самых роскошных материй. Шелк, парча, бархат, кружева – всё самое дорогое.
lead_960
Мода в Версале направлялась непосредственно королем, и следовала не только вкусам короля, но и его интересам. Суть любой моды – коммерция. Протекционистские законы, разработанные Кольбером, практически полностью закрыли внутренний рынок Франции для иностранных производителей тканей и предметов роскоши. Гигантский и неиссякаемый поток заказов из Версаля, и подражающего ему Парижа, направлялся исключительно по адресу французских мануфактур. Владеющая мануфактурами буржуазия, в свою очередь, почти весь свой доход отдавала (скорее даже «возвращала») государству, в виде налогов. При этом, практически никто из французских дворян не имел других возможностей соответствовать Версальской моде, кроме как брать в долг у самого государства. Точнее, у короля. Таким образом, Людовик подчинил себе вечно бунтовавшее, склонное к измене и заговорам, дворянство.

Конец второй части.
Продолжение.

    Понравилась статья? Поделись ей в социальной сети.


Посмотреть комментарии к записи
В настоящее время нет комментариев.