История
История
Написал Илья 8 362

Who are you, Mr. Jefferson? Темная сторона отца-основателя США


«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы
равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми
правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к
счастью.»
Декларация независимости Соединенных Штатов Америки

Единоличный автор Декларации независимости, и как следствие, автор этих строк – Томас Джефферсон, третий президент США, выдающийся политик и дипломат, основатель университета Вирджинии, изобретатель, философ-просветитель, архитектор. И плантатор. Долгое время последняя составляющая его биографии практически умалчивалась, или во всяком случае сильно смягчалась и упрощалась официальной Американской историографией. С точки зрения придуманного ему образа, Джефферсон считался чуть ли не образцовым в своей мягкости рабовладельцем, эдаким «новым Сенекой» (просветители XVIII века любили ссылаться на примеры из античности), рабы которого ощущали себя скорее наемными работниками, нежели имуществом господина. Но так ли это на самом деле?

Бенджамин Франклин, Джон Адамс и Томас Джефферсон в процессе разработки Декларации независимости

Бенджамин Франклин, Джон Адамс и Томас Джефферсон в процессе разработки Декларации независимости

Переосмысление традиционного взгляда на историю Соединенных Штатов за последние несколько десятилетий само стало в своем роде традицией. Личность Джефферсона, в контексте этого переосмысления, кажется особенно интересной в своей неопределенности. «Отвратительная коммерция и скопление ужасов», «жестокая война против самой человеческой природы» — такими словами, в первоначальной редакции Декларации, Джефферсон описал работорговлю и плантаторское дело. При этом, на момент смерти ему принадлежало около 600 рабов, из которых сто жили и работали в его центральном поместье Монтичелло. Ниже поместья, в деревне Малберри-Роу, располагались многочисленные мастерские – мебельная, столярная, текстильная, гвоздильная и другие, а также маслодельня, конюшня и огромный сад – все эти предприятия Джефферсон открывал для того, чтобы обеспечивать Монтичелло всем необходимым и зарабатывать деньги.

Усадьба Монтичелло. Архитектором выступил сам Джефферсон

Усадьба Монтичелло. Архитектором выступил сам Джефферсон

Как бы то ни было, довольно продолжительное время Джефферсон считался последовательным противником рабства, неоднократно собираясь освободить своих собственных рабов и продать поместье, но так и не сделав это. Поворотным моментом в системе его взглядов обычно считается 1792 год, когда в памятном письме к Джорджу Вашингтону, тоже плантатору, Джефферсон составил перечень своих доходов и убытков, приложив к этому график о рождаемости среди рабов. Тогда он пришел к выводу, что рост его доходов, который из года в год составлял ровно 4 процента, пересекается с приростом рабского населения Малберри-Роу, который также составлял 4 процента. Джефферсон писал: «Я не несу никаких убытков от их смерти, но рост прибыли моей плантации на 4% ежегодно обусловлен увеличением их численности». Именно рабство, пришел он к выводу, представляет собой инвестиционную стратегию будущего, ведь по его подсчету, рабы представляли собой второй по значимости актив в США, после земли. Соответственно, полное освобождение рабов подорвет экономику молодого американского государства. Этого было достаточно, чтобы оправдать все, что угодно. Пламенного либерала, икону аболиционистского движения, окончательно победил рационалист и бизнесмен. Очень американская история.

Реконструкция бараков рабов в Малберри-Роу, близ Монтичелло

Реконструкция бараков рабов в Малберри-Роу, близ Монтичелло

Джефферсон, словно в отрицание собственных жизненных принципов, жил и умер плантатором и рабовладельцем. Но как он обращался со своими рабами? Соответствовал ли действительности его образ «хорошего рабовладельца», или же это просто была попытка американского научного официоза «обелить» личность, столь важную для американской истории? Об этом во второй части.

    Понравилась статья? Поделись ей в социальной сети.


Посмотреть комментарии к записи
В настоящее время нет комментариев.